История одного скандала, или цена доверия
Aug. 8th, 2011 10:58 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
История эта началась в 1999 году, когда лаборатория в американском Беркли объявила о синтезе нового элемента под номером 118.
Кто не знает, поясню: Национальная лаборатория им. Лоуренса в Беркли, Калифорния, работает с 1931 года и занимается всяческими ядерными исследованиями. Там было синтезировано множество элементов, не существующих в природе, многие сотрудники получили Нобелевскую премию, короче, очень знаменитая лаборатория.
У нас тоже есть кое-что подобное — Лаборатория ядерных реакция в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) в подмосковной Дубне. Тоже старая и очень заслуженная лаборатория. Еще в советские времена ученые этих лабораторий наперегонки синтезировали трансурановые элементы.
Синтез нового элемента, да еще такого тяжелого — огромный успех! Тут и почет и уважение коллег со всего мира, и прочие прелести... Ну, вы понимаете. Публикации, шампанское в потолок, поздравления и все такое прочее. Все здорово.
Опять для тех, кто не знает: в науке положено открытие проверять. То есть, мало заявить, мол, сделал нетленку. Надо, чтобы кто-нибудь, лучше не один повторил твой эксперимент и получил тот же результат. А то мало ли... Человеку свойственно ошибаться, об этом ученые не забывают никогда.
Стали повторять и в этот раз. В Германии (Центр исследования тяжелых ионов в Дармштадте) попробовали, в Японии (Национальная лаборатория тяжелых ионов RIKEN) — ничего не получилось. Американцы в Беркли притихли, трижды повторили свой эксперимент — тоже ничего! Провели внутреннее расследование и, наконец, объявили: результаты первого эксперимента были подтасованы, виновник — 42-летний физик Виктор Нинов, болгарин по происхождению, ранее работавший в дармштадской лаборатории, а на тот момент — в Беркли.
Итог закономерен: публикация о неудавшемся открытии была отозвана, Нинов был с треском уволен, лаборатория принесла извинения научному сообществу.
К чему это я? Наука своей целью ставит поиск того, как устроен мир. Если не стесняться громких слов, наука ищет истину. Само собой, ученые тоже люди и, как и все остальные люди, бывает, ошибаются, а бывает, и обманывают, но в самой науке, в том, как организовано научное сообщество, и как ведется научный поиск, есть механизмы, отсеивающие ошибки и ложь. Наука обладает способностью самоочищаться. Поэтому не столь важен оказался этот обман — он все равно вскрылся, и довольно быстро, как только провели проверочные эксперименты.
Если же посмотреть на некоторые другие «учения» — религии, астрологии всякие — у них такого нет и в помине. Например, православие монополизировало за собой место надсмотрщика за общественной моралью, но вспомните, многих ли священников лишили сана за нарушение правил этой их православной морали, скажем, за гомосексуальные контакты с послушниками? Что-то я таких и не помню...
Ну, а теперь кто-нибудь скажет: кто более достоин доверия?
